Иван Пырьев: правда творчества


Иван Пырьев: правда творчества / сост. И. А. Коротков, Е. В. Огнева, В. И. Фомин. - Барнаул, 2011. - 431 с. : ил.


«Пырьев»? ...классическое «советское» кино («Свинарка и пастух», «Кубанские казаки»), директор Мосфильма, знакомая фотография в профиль с сигаретой и, конечно, хрестоматийные «Братья Карамазовы». Собственно, всё. Таковы основные составляющие ассоциативного ряда, возникающего в сознании широкой публики при упоминании этой фамилии.
Издание, посвященное 110-летию со дня рождения кинорежиссера, народного артиста СССР Ивана Александровича Пырьева, дает читателю возможность приглядеться к герою внимательнее. Для чего предлагает познакомиться с большим количеством архивного и общедоступного материала, повествующего о ключевых моментах жизни и творчества нашего земляка. В числе документов можно встретить отзывы читателей-современников, а также стенограммы докладов и совещаний, выписки из протоколов, тексты приказов, заключений по итогам выпуска картин. Большой интерес вызывают комментарии коллег по цеху (М. Ромма, В. Пудовкина и мн. др.), высказанные в ходе обсуждений поправок к фильмам, уникальные фотографии режиссера со съемочных площадок, в рабочей обстановке времен руководства государственной киностудией «Мосфильм».
Десять глав раскрывают палитру художественной и общественной деятельности И. А. Пырьева. Присутствию искреннего народного характера в картинах классик советского кинематографа обязан своему выходу «из тех ворот, что и весь народ» - Пырьев родом из алтайского села Камень (ныне — г. Камень-на-Оби). В биографии художника – тяжелый опыт жизни «в людях», два тяжелых ранения на войне, награждение Георгиевским крестом (дважды), служба в Красной Армии, театральная школа, первые фильмы, успехи в жанровой полифонии, Сталинские премии, председательство в оргкомитете Союза кинематографистов СССР, постижение глубины текстов Ф.М. Достоевского, плодами которого стали киноленты «Идиот», «Братья Карамазовы»... Съемки последней стали завершающими в жизни художника. По причине смерти И. А. Пырьева финальную серию картины пришлось доснимать исполнителям главных ролей — М. А. Ульянову и К. Ю. Лаврову (тогда в первый и последний раз в жизни присевшему в кресло режиссера). О силе впечатления, произведенного на актеров участием в картине, можно судить по такому факту: до конца жизни будут называть друг друга «брат Митя» и «брат Иван». После выхода картин со сценарной основой в произведениях Ф.М. Достоевского закономерно возникали общественные и экспертные дискуссии на предмет потребности и оправданности переноса классических текстов русской художественной словесности на экран. Комментарий одного из современников режиссера по поводу фильма по повести «Белые ночи» и вовсе звучал приговором: «Экранизация литературного произведения почти неизбежно сопровождается какими-то потерями, которые не всегда компенсируются приобретениями... В данном случае потери по сравнению с оригиналом так велики, что правильнее было бы говорить о том, что потеряна вся повесть с ее замечательной поэзией человечности».
Издание подготовлено сотрудниками Государственного музея истории, литературы, искусства и культуры Алтая, Управления края по культуре и архивному делу при финансовой поддержке региональной администрации в рамках Губернаторского издательского проекта.
В последнее время все заметнее тенденция использования юбилейных торжеств как инструмента дискредитации столпов отечественной культуры. Творчество И. А. Пырьева представляет в этом плане благодатную почву: фигура кинорежиссера — весьма и весьма подходящий адресат обвинения в исполнении роли рупора непопулярной нынче «советской» идеологии. Понимая сложность предмета суждения, нельзя не выразить уважение составителям в соблюдении принципа объективности в подготовке издания. Строго документальное наполнение книги отчасти исключает возможное со стороны некомпетентных огульное осуждение творчества И. А. Пырьева и предоставляет читателю максимально комфортные условия для определения собственного отношения к художественной и общественной деятельности нашего земляка.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх