Алтайская деревня в рассказах ее жителей


Алтайская деревня в рассказах ее жителей / под науч. ред. Т. К. Щегловой, Л. М. Дмитриевой; под ред. Л. А. Вигандт. – Барнаул: Алт. дом печати, 2012. – 448 с.: ил.

В начале 2012 г. по инициативе Губернатора Алтайского края А. Б. Карлина началась реализация творческого проекта «Живая история. Алтайская деревня в рассказах ее жителей». В течение года проект развивался в двух направлениях – конкурсном и издательском. В итоге был издан сборник «Алтайская деревня в рассказах ее жителей». Этот проект можно назвать первым в России масштабным проектом по устной истории. Создаваемые исследователями воспоминания-интервью, стали называться устными историческими источниками, т. е. полноправными письменными документами.

Устная традиция является самой древней формой трансляции информации от человека к человеку, от поколения к поколению. Устный источник был первым историческим источником, нашедшим применение в исследовательской практике. Свидетельства очевидцев событий в своих трудах использовали еще древнегреческие и римские историки: Геродот, Плиний, Тацит и др. После появления письменности и письменных источников, книгопечатания и архивохранилищ приоритет устной традиции был утерян, устный источник отошел на второй план. Вторая половина 20 столетия стала периодом становления устной истории как самостоятельной отрасли исторической науки.

В России первые попытки обратиться к устной истории были предприняты в первое десятилетие второго тысячелетия. Одной из таких попыток и является книга «Алтайская деревня в рассказах ее жителей».

Публикуемые в сборнике 120 «жизненных историй» основаны на памяти непосредственных участников и свидетелей исторических процессов, событий, явлений. Они отражают с разных позиций и разного жизненного опыта историческую панораму недавнего прошлого в комплексе. Проект «Живая история» позволил перейти от изучения «великих людей и событий» к истории простых людей и найти пути изучения и написания массовой обыденной повседневной истории.

Главными героями книги выступают сельские жители. Именно они являются участниками массовой повседневной истории Алтайского края. Крестьянство всегда играло большую роль в истории и культуре России, составляя большинство населения и являясь носителем и хранителем традиционной культуры и национального сознания.

Каждый рассказ – это презентация полновесной истории с детализацией прошлой жизни человека в те или иные исторические времена и эпохи. Материалы интервью отражают и дореволюционную историю, и единоличную жизнь, и крестьянскую цивилизацию, и советскую эпоху, и колхозно-совхозный строй, и постперестроечное время.

Книга состоит из трех частей. В первую часть вошли материалы, поступившие в адрес краевого конкурса (одноименного с названием книги), инициированного Губерна­тором Алтайского края А. Б. Карлиным. Вторую часть составляют материалы научно-исторических интервью с 1990 года из архива Центра устной истории и этнографии Лаборатории исторического краеведения преподавателей, студентов, аспирантов и сотрудников исторического факультета Алтайской государственной педагогической академии. Основой третьей части являются научные лингвистические тексты с 1973 года из картотеки диалектов и топонимов кафедры общего и исторического языкознания филологического факультета Алтайского государственного университета.

Издание данного сборника рассказов жителей алтайской деревни имеет огромное значение для развития региональных научных исторических исследований, вносит значительный вклад в развитие исследовательской работы образовательных учреждений разного уровня, региональных и муниципальных музеев и архивов, в становление гражданского общества Алтайского края. В год, объявленный Президентом Российской Федерации Годом истории, издание воспоминаний крестьян алтайской деревни является не только научным, но и социально значимым событием, так как имеет мемориальное значение, сохраняя для потомков колорит эпохи, живую историю, исторические свидетельства жизни российского общества.

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх