Митягина. Два лица есаула


Митягина Н. И. Два лица есаула: роман. – Барнаул, 2013, 300 с. : ил.

Сюжет романа построен вокруг молодого историка Михаила Кайгородова, который читает студентам лекции в университете. Одновременно ищет забытую правду о родном крае и своем однофамильце Александре Петровиче Кайгородове (1887-10.04.1922). Кайгорогдов родился в с. Абай Уймонской волости (ныне Усть-Коксинский район Республики Алтай). Родом из крестьян. Отлично владел алтайским языком. Во время Гражданской войны участвовал в боях против красных партизан. В 1919 г. спасаясь от приближавшейся Красной Армии, вместе с колчаковскими частями и дивизионом ушел в Монголию. Захватив г. Кобдо, Кайгородов провел мобилизацию среди русских колонистов. Его войско составило 4 сотни. В своих воззваниях он выступал за Учредительное собрание, отмену продналога и против засилья коммунистов.

«Роман Н.И. Митягиной «Два лица есаула» вызывает интерес и в художественном, и в историко-биографическом аспектах. Автор в своем романе, пожалуй, впервые в литературе Алтая пытается в деталях реконструировать образ есаула А.П. Кайгородова, одного из деятелей антибольшевистского движения в Горном Алтае (1918-1922 гг.) Дня этого в качестве материала использованы не только данные официальных исторических исследований, но и мемуары очевидцев, и даже местные легенды. Перед нами возникает одновременно и «герой с человеческим лицом», взятый в бытовых условиях, и эпическая фигура, вовлеченная в важные исторические события.

Вторая сюжетная линия связана с судьбой современного молодого ученого-историка Михаила Кайгородова. Совпадение фамилий героев значимо: Михаил чувствует духовную, даже трансцендентную связь с мятежным есаулом. В романе автор представляет собственную историософию, которая вложена в уста Михаила. Рассуждения нашего современника о Гражданской войне и путях развития России в XX веке помогают понять мотивы поступков атамана Кайгородова. Кайгородов XXI века изучает биографию Кайгородова XX века, при этом последняя точка в изысканиях становится во время мистической встречи двух героев в финале романа.

В целом, мистика играет довольно значимую роль в развитии сюжета романа в целом, и, прежде всего, в качестве приема смысловой связи двух сюжетных линий произведения.

Среди художественных достоинств романа следует указать на оригинальный идиостиль Н.И. Митягиной, главной особенностью которого является особое синтаксическое построение предложения. Оно не случайно - автор знаком с алтайской литературой. Благодаря этому достигается свой ритм, напоминающий алтайское сказание».

Д. В. Марьин, кандидат филологических наук, доцент

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх