Топчихинский район в художественной литературе


 

Топчихинский район в художественной литературе

     Одна из глав романа Алексея Николаевича Прядилова «Записки контрреволюционера» посвящена пребыва­нию в Чистюньском лагере (Топчихинский район), в котором он пробыл с 1946 по 1949 г.

     А. Н. ПрядиловАлексей Николаевич Прядилов ро­дился в 1927 г. в Нижнем Новгороде. Затем его семья переехала в Москву. Уже в школе он начал не только писать стихи, но и издавать их в рукописном нелегальном сборнике «Налим». В 1945 г. был арестован, осужден на семь лет лишения свободы. Потом была череда лагерей и пересылок, встречи и дружба с уникальными людьми. Затем реабилитация, воз­вращение в Москву, восстановление в техникуме и написание книги о пережи­том.

 Герой романа, моло­дой паренёк, прибыл в Чистюньский лагерь в 1946 г. По распределению, которое состоялось в Комендантске (ныне посёлок Киров­ский), попал Алексей в лагпункт № 4. Сейчас это посёлок Ключи. И вот тут в романе начинается описание лагеря.

 О расположении лагерных построек сейчас свидетельствуют только едва различимые, заросшие травой холмики на окраине посёлка Ключи. В романе же автор, пусть и коротко, но всё же рисует картину самого лагпункта. Так, заключён­ных в лагере было человек 400 - и муж­чин, и женщин. Два барака для мужчин, два - для женщин. Никаких оград, кроме той, что отделяла женскую жилую зону от мужской, в лагере не было. В центре лагеря - красивый сквер с лавочками и клумбой в виде пятиконечной звезды.пос. Кировский. Штаб Чистюньлага. Фото: Топчихинский районный краеведческий музей.

 Наиболее подробно и интересно опи­сана в романе жизнь лагерного театра 4-го лагпункта. Представлен его солидный репертуар: К. Симонов «Русские люди», старинные русские водевили «Беда от нежного сердца» и «Аз и ферт», Д. И. Фонвизин «Недоросль», А. С. Пуш­кин «Цыгане», «Каменный гость», А. Н. Островский «Гроза». Проводились концертные и поэти­ческие вечера, на которых читались стихи: А. Блока, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и других великих поэтов.

 Руководил театральной группой в 4-м лагпункте бывший художник Акимовского ленинградского театра, а сейчас зэка Виктор Алексеевич Глебов, отбывавший срок по 58 статье и работавший в лагере заведующим клубом. Он же был и главным режиссёром-постановщиком всех концертов и спектаклей. О соста­ве театральной труппы можно судить по расписанной по ролям пьесе «Гроза», в которой должны были играть: Катерина – зэка Матрёна Остроухова; Кабаниха – зэка Мария Александровна Чернова, бывший завуч школы и учитель биологии; Дикой – зэка Виктор Алексеевич Глебов, бывший театральный художник декоратор из Ленинграда; Борис - зэка Миша, фами­лия и отчество не указываются; Оля – зэка Варвара; Кудряш – зэка Пётр Зубов; Тихон – зэка Волков, бывший студент; Шапкин – зэка Кулаков, лагерный бухгалтер; Феклуша – зэка Елена Ивановна; Глаша – зэка Зинаида, лагерный парикмахер. Членом труппы являлся и автор романа, бывший студент Алексей Прядилов.

 пос. Кировский. Справа от этого здания находился вход в центральное отделение Чистюньского лагеря. Фото: Топчихинский районный краеведческий музейНа подмостках лагерного  клуба в лагпункте № 4 с оглушитель­ным успехом блистала самодеятельная артистка Матильда (Матрёна) Остроухо­ва, отпускал свои искромётные шутки и виртуозно импровизировал конферан­сье Петя Зубов из Одессы. В романе есть описание этого «храма» искусства среди унылой лагерной действительно­сти: «Клуб на ОЛП был с зрительным за­лом мест на 200. Стены и потолок зала Глебов расписал сам. На стенах среди орнаментов в русском стиле в цветущих яблоневых садах обитали диковинные звери и птицы».

 Автор романа, человек близкий к театральной жизни Чистюньского лагеря,  называет несколько известных в те времена имён. Так, в театральной труппе центрального лагерного пункта в 1947–1949 гг. играли бывшая актриса Малого театра (Москва) Ольга Николаевна Полякова, оперная певица из Киева Рекис, актёр театра Иванов и другие. С 1948 г. Ольга Николаевна Полякова сменила на должности заведующего клубом Викто­ра Алексеевича Глебова, отправленного по этапу в «Озёрлаг». С таких масте­ров отечественной сцены начинал своё существование клуб в посёлке Ключи.

 Так остался на века запечатлён в «Записках контрреволюционера» Чистюньский лагерь НКВД, его быт и нравы.

 
 

Источники информации:

  Захаров, А. Ад, ставший санаторием: история одного из двух лагерей Алтайского края [Чистюньлага], входивших в систему ГУЛАГа // Свободный курс. - 2013. - 10 апр. - С. 16 : фот. (полный текст)

 Поздин С. Записки контрреволюционера // Наше слово. – Топчиха, 2014.  – 31 окт.: фот.

 Прядилов А. Н. Записки контрреволюционера. - М., 1999. – 151 с.: портр. (полный текст)

 

 

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх