Дубасы, Якуниха и Каменушка – исчезнувшие села Заринского района


Дубасы, Якуниха и Каменушка – исчезнувшие села Заринского района

 

За 100 лет сельское население Заринского района сократилось в 3,4 раза, а количество деревень – в 5,4 раза.

 По переписи 1926 г. в Чумышском (с 1932 г. Сорокинский, с 1979 – Заринский) районе было 270 населенных пунктов (включая Сорокино), в которых проживали 72791 человек, числилось 14746 хозяйств. В настоящее время в Заринском районе проживает 21 тыс. чел. в 50 населенных пунктах.

Деревни Дубасы и Якуниха были расположены в салаирской глухой тайге. Предположительно основаны староверами беспоповцами из Костромской губернии.

Дубасы.

Первое упоминание в источниках деревни Дубасы относится к 1908 г. В Дубасах было 15 дворов, находилась она в 3-х км от Якунихи вглубь тайги. (от с. Хмелевки 21 км). Школы не было. Производства никакого не было, землепашеством не занимались. Держали скот, на огородах выращивали овощи. Каждая семья имела пасеки. Некоторое время существовала промартель по сдаче меда. Пушкарев Тит Авдеевич выполнял обязанности председателя промартели. На окраине деревни был лесопитомник, в котором выращивали лес. Женщины и дети ходили полоть молодые посадки леса. Был маленький магазинчик. Муку привозили по 13 рублей куль. Хлеб пекла каждая семья. Последнее упоминание деревни относится к 1959 г.

Якуниха.

Первое упоминание деревни Якуниха относится к 1923 г. Деревня находилась от с. Хмелевки в 18 км. Деревенька была в одну улицу 30 дворов. Дома и все хозяйственные постройки строились под одной крышей, так как зимы были многоснежные, и зверя в тайге много было. Окна в домах были небольшие и располагались высоко над землей – от медведей. В деревне был большой богатый рыбный пруд, рыбу ловили сетями. Недалеко от деревни протекала р. Аламбай.

В Якунихе находилась начальная 4-х классная школа. Учителем работал Чернов Кондратий Фирсович. Учеников – человек 30 из Якунихи и Дубасов.

В деревне была мастерская по дереву. В мастерской изготавливали сани, клепали кедровые кадушки. Все сдавалось в казну. Заведовал мастерской Морозов Иван Митрофанович. Его жена Тая работала продавцом в магазинчике. В их семье было 6 детей.

В деревне также жили Бесперстовы, Бродниковы, Пушкаревы. Тит Авдеевич Пушкарев с женой Ефросиньей вырастили 8 детей. Ефросинья Пушкарева 1923 г. рождения жива, в доброй памяти, имеет 14 внуков и 8 правнуков. Главным в каждой семье был отец – батя. Детей воспитывали в Домострое.

Церквей в деревнях не было, все население: староверы или кержаки-беспоповцы.

В Якунихе при мастерской была конюшня, казенные кони использовались для перевозки товаров, людей. Для лошадей заготавливали на зиму сено. Пожаров не боялись, т. к. курить и пить спиртное запрещала вера.

Больницы не было. Лечились травами, медом. Болели редко. Некоторые мужчины доживали до 140 лет.

Жили в деревне Еремей с женой Марусей. Были бездетными. У Еремея была ярко-рыжая борода, и он прихрамывал. Когда вся деревня разъехалась, дед Еремей с женой остались одни в Якунихе. Кругом пихтач, в округе на 6 км нет ни одного человека. Потом дед похоронил жену и жил один в тайге почти 20 лет, пока не стал совсем немощным. Держал пасеку, лошадь и четырехгодовалую нетель. У деда Еремея было много старинных церковных книг. Был он очень приветлив. Туристы, охотники находили у него приют, чаем напоит, медом угостит. Любил слушать транзисторное радио, батарейки приносили охотники. В его доме были большая русская печь, стол, лавки, железная кровать, много икон в красном углу. Штор, занавесок не было.

Последнее упоминание в источниках деревни относится к 1973 г.

В Якунихе родился в 1913 г. и жил до 1937 г. Герой Советского Союза Поскребышев Иван Сергеевич.

Каменушка.

Деревенька Каменушка располагалась в лесостепи между селом Яново и современной деревней Каменушкой (в 4-х км к юго-западу от Яново). Дома стояли с севера на юг в одну линейку – одну улицу – на горе, а под горой текла речка Каменушка.

В деревеньке было 7 дворов с жителями: семья Ждановых: Игнатия Аферовича и Аксиньи Андреевны с 7 детьми; Овчинниковых: Гавриила Васильевича и Марии Игнатьевны (1908 г. р.) с дочерьми Дарьей, Варварой и Пелагеей; Жданов Григорий с семьей; Переваловы: Федосья и Николай. Все семьи приехали из Вятской губернии в 1900-х гг. Ведяйкин Кузьма с женой и сыновьями (сын Кондрат погиб на фронте); Соловьев Илларион с женой; семья Харитоновых – эти семьи приехали из другого места.

Воду для питья и всех нужд брали с речки Каменушки.

Бани ставили на горе у воды, бани были наполовину в земле, а верх был деревянный, все было приспособлено для сохранения жара, для парения. Пригоны для животных строили отдельно от жилых домов.

Жили в избах. Крыши покрыты были по-амбарному. Ограды у изб и огородов были огорожены длинными жердями для защиты от животных.

Жители Каменушки посудой пользовались деревянной и глиняной. Глиняные корчаги под мед изнутри покрывались воском для сохранения продукта.

По большим престольным праздникам ездили в церковь в Хмелевку.

Все семьи занимались сельским хозяйством. У каждой семьи была земля. Сеяли овес, рожь, пшеницу, просо, горох, лен, коноплю. Из семян конопли давили конопляное масло. Из стеблей конопли изготавливали нити, из которых плели шпагат, делали канаты, мешки. Из стеблей крапивы получали нити, из которых вязали варежки-верхонки. Семенами льна откармливали молодняк крупного рогатого скота. Из семян льна варили олифу. Из стеблей льна получали льняные нити, ткали холсты и шили одежду. Из шерсти овец вязали шерстяную одежду, изготавливали войлок, катали пимы. В каждой семье было несколько коров, подтелков, 2–3 лошади, овцы, кролики, куры, гуси. Была сельскохозяйственная техника: сеялки, веялки, плуги, бороны. Семьи жили зажиточно.

Источники:

Булыгин Ю. С. Список населенных пунктов Алтайского края: справочник (на правах рукописи). Барнаул: б. и., 2000. 237 с. – Из содерж.: [п. Дубасы (п. Дубасовский, д. Дубасы)]. С. 47; [п. Каменушка (выс. Каменушка)]. С. 48; [п. Якуниха (д. Якунина)]. С. 54.

Старцева Н. Исчезнувшие деревни // Заринская реклама. 2012. 26 июля.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх