Чумышские ремесла


Чумышские ремесла.

В 19-м веке в Чумышской волости насчитывалось более 50 разных промыслов.

Много крестьян из деревень Притыки, Янова было занято рубкой леса и дров.

Рубка леса начиналась по первому снегу и оканчивалась в марте. Лес рубился близко к корню, очищались сучья, обрубалась вершина, бревна свозились на берег сплавной реки Аламбай, там складывались в кучи – «бунты». Весной лес по большой воде сплавлялся вниз, в реку Чумыш.

Плотники рубили из леса-кругляка срубы домов, бань, сараев. Вручную двуручной пилой пилили тес, плахи.

Бондари Якунихи, Крапивки клепали кедровые бочки, кадки, маслобойки или другую обручную или вязаную посуду. Бочка – вещь в хозяйстве нужная и никакими чудесами техники и прогресса незаменимая. Спрос на такую продукцию был всегда.

Были в заринских деревнях и корзиночники. Они из прутьев и лучины изготавливали  корзины, короба, верши, мордушки. Из корней деревьев плели плотные футляры для  дорогих в то время стеклянных штофов. Из бересты делали бураки, пестери – которыми  вынимали готовые пельмени, рыбу; пастушьи рожки, солонки, лукошки.

Дегтярным промыслом занимались многие. Петр Карпович Перевалов из Луговика  гнал деготь из березовой коры – бересты. Дегтем смазывали телеги, упряжь, обувь, лечили  людей и животных.

Сетники вязали всякого рода рыболовные снасти: фитили, сети, бредни, наметы.

Каждая крестьянская семья сеяла лен, выращивала, обрабатывала его и ткала из него  льняные ткани, а некоторые еще изготавливали паклю, шпагат, веревки. Кроме холста,  женщины ткали полотенца, скатерти, половики, пояски, кушаки, шарфы. Вся одежда была  домотканой. Холсты скупались купцами и вывозилось из волости.

Маслобойный промысел встречался в притаежных деревнях, где сеяли лен и коноплю,  из семян которых и получается масло. По воспоминаниям М. И. Долгополова, вокруг Хмелевки (Заринский район) в 1930-х годах было 17 деревень. Почти во всех сеяли около 50 гектаров конопли, из нитей которой изготавливали для своих нужд дешевую повседневную летнюю одежду, шпагат, веревки, мешки, а тросы закупали заготовители.

Вследствие большого производства холста и пряжи развился и красильный промысел. В кубовой краске – ярко-синей, васильковой красили холст. Кубовая краска составляла важный предмет торговли. Черную и бордовую краску получали из чемерицы, зеленую из крапивы.

Широко были распространены промыслы, связанные с обработкой кожи. Чтобы кожа получилась сыромятной, ее заквашивали в хлебном квасе, затем мяли. Из сыромятной кожи шорники делали гужи к хомутам, шили шлеи, узды, седелки, ремни, плели бичи. Каждодневная конская сбруя была простой, а праздничная – наборной – богато украшенной – наборами из медных или латунных гвоздиков.

Сапоги шили из дубленой кожи. Сапоги для повседневной носки шились по-бахильному. У мужских сапог были голенища, а у женских не было. Обувные гвоздики были деревянные из березы. На выселке Каменушка такие сапоги тачал Жданов Игнатий Аферович. Были мастера, изготавливающие модельную обувь. Они имели разные колодки, сложный набор инструментов. В Хмелевке модельную обувь тачал Владимиров Степан Алексеевич.

Был развит скорняжный промысел – выделка мехов. Скорняков было немного, а вот овчинники имелись во многих деревнях. Из выделанных овчин шили шубы, тулупы, полушубки, зимние рукавицы-шубенки.

Многие занимались обработкой волоса и шерсти. Сюда относились валенщики, сукновалы, шерстобиты, шляпники, щеточники. Шерстобитный и валяный промыслы хорошо были развиты в Сорокино. Валенки, особенно белые, изготовленные в Сорокино, ценились далеко за пределами Барнаульского уезда. Валенки украшались вышивкой. Шерсть били на шерстобитке в Сорокино, а в деревнях были и свои пимокаты. Многие были настоящие мастера своего дела, например, Романов Иван Игнатьевич из Хмелевки. Его валенки были мягкие, теплые, не садились при носке, так как он не использовал серную кислоту при катании шерсти. Он научил катать такие валенки многих мужчин на своей улице.

Гончарное производство было в каждой деревне, где были запасы подходящей глины. Посуда делалась простая и лакированная. На месте бывшей деревни Харламовки пасечники нашли большие глиняные горшки с фамилией мастера Свининых Тимофея Матвеевича. Выжигали и кирпич.

Из разноцветной глины на конопляном или льняном масле варили краску разных цветов. Пол в доме самодельной краской красили только один раз – она не смывалась. Из льняного масла варили олифу.

Шадрик делают – зольничают. Что это за занятие? Собирали по деревне золу, вываривали из нее поташ – щелочную соль. Щелоком в старину стирали белье. Самыми золистыми считают тополевые дрова. Варили хозяйственное «ядровое» мыло.

Корьевщики – корье дерут и продают. Корье – дубильная кора для выделки кож. Самая подходящая – ивовая.

Колесный промысел. «Отрежут от березы болваночку, потом ее обточат, ступка называется. Наколют, высушат и настрогают спицы, потом запиливают шипы, набивают ступицы, надевают обод». Обод колеса изготавливали из длинных тонких брусков, которые распаривали, загибали вокруг «бала» и затем высушивали. Хорошим столяром был Тит Авдеевич Пушкарев, он изготавливал сани. Телеги, брички, кошевки, ткацкие станки «кросна».

Другие мастера из Хмелевки: Николай Иванович Ефремов изготавливал красивые деревянные детские санки. Фомин Иван Иванович ладил сани. На полозья для саней брал березу, распаривал в баке с горячей водой, затем гнул между кольями. Гавшин Фома Ипатович мастерил коромысла, деревянные ведра.

Русская печь обогревала весь дом, еда в ней быстро готовилась и была горячей до вечера. Сложить русскую печь с хорошей тягой было непросто. Николай Петрович Титов был лучшим хмелевским печником.

Семья Инюшовых из Хмелевки умела находить место где близко к поверхности земли находилась вода. Они же подряжались копать колодец, рубить для него сруб.

Кузницы стояли на краю каждого села. Кузнецы были в большом почете. Они снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, топорами. Ковали ножи, иглы, долота, шилья, рыболовные крючки, замки, ключи, гвозди, подковы. Замечательный кузнец из Покровки – Трошин Иннокентий Терентьевич.

Были и редкие промыслы: мельники, пчеловоды, чтецы по умершим, охотники, рыбаки, знахари и лекари, повитухи, коновалы – недоученные конские лекари.

Как память о занятиях предков нам остались фамилии: Овчинников, Бондарев, Скорняков, Кузнецов, Колесов, Смольников, Бочаров, Шадрин, Дегтярев и другие.

Источник: Старцева Надежда Чумышские ремесла // Заринская реклама. 2012. 6 дек.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх