Союз художников Алтайского края


1940 г.

 Образована Алтайская краевая организация Союза художников России

В апреле 1940 г. Алтайский краевой отдел по делам искусств создал оргбюро Союза советских художников, которому предстояло подготовить съезд художников края, провести организационную работу по созданию отделения Союза художников СССР на Алтае.

15–16 июня 1940 г. состоялась первая конференция художников края. На ней присутствовало 18 человек, среди них – Д. И. Кузнецов, С. М. Розе, А. А. Каланаков, С. А. Астра-Гречуха, А. Н. Парфенов, С. В. Сафронов, М. Н. Николаев, В. П. Давыдов и другие. Главным итогом конференции стало то, что художники объединились в творческую организацию, выработали платформу для дальнейшего развития профессионального искусства в крае, выбрали первого председателя, им стал – А. Н. Санцин.

В первой половине XX в. художественная жизнь на Алтае была достаточно насыщенной, и создание профессиональной творческой организации придало ей новый мощный импульс. 70 лет жизни творческой организации – это огромный временной пласт, отраженный в художественных произведениях сотнями профессиональных и самодеятельных художников.

Какие бы трудные времена не переживала страна, художники всегда были на острие событий. Война унесла многих из тех, кто стоял у самых истоков организации, те же, кому посчастливилось остаться в живых, всегда помнили о минувших боях и товарищах, рассказывая о них своими произведениями. Позднее, в трудные годы восстановления страны из руин, освоения залежных земель, возведения промышленных гигантов и транспортных магистралей, художники также не сидели в мастерских, они находились в гуще событий, организовывая творческие группы и передвижные выставки. Они творили свои произведения, основываясь на личных впечатлениях и переживаниях, создавая свою творческую версию истории не в монотонных статистических цифрах или отчетах, а в художественных образах живых, реальных людей и событий. Меланжевый комбинат, целина, Кулундинский канал, Коксохим – наиболее известные вехи, которые нашли отражение в полотнах, рисунках и пластике. Именно произведения алтайских художников, посвященные локальным историческим и современным событиям, легли в основы картинных галерей и музеев в Бийске, Рубцовске, Камне-на-Оби, Славгороде, а также Новичихинском, Родинском, Павловском, Кулундинском, Михайловском, Волчихинском и некоторых других районах края, куда неоднократно выезжали творческие группы для работы, а затем передавали свои произведения сельчанам в дар.

Сегодня Алтайская краевая организация Союза художников России является третьей по величине в Сибирском регионе и насчитывает 132 человека; в целом, за семь десятков лет в рядах профессиональной организации работали почти 200 художников и искусствоведов. Многие из них внесли значительный вклад в развитие не только культуры Алтайского края, но и всего Российского Отечества. Работы мастеров Алтая хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Государственном музее искусства народов Востока и многих других ведущих музеях нашей страны и за рубежом. Почти половина художников организации выставляли свои произведения на ведущих выставочных площадках мира в Англии, Франции, Италии, США, Китае, Японии, Монголии и многих других странах.

Творческие интересы алтайских художников реализуются в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Живопись, скульптура, графика, дизайн, монументальное и декоративно-прикладное искусство интенсивно развиваются в Алтайском крае. Наиболее популярной является живопись. Традиционно одним из ведущих направлений в искусстве был и остается жанр пейзажа, который берет свое начало на рубеже веков в творчестве Г. И. Чорос-Гуркина, ученика И. И.Озеро горных духов. 1910 г. (ГХМАК) Шишкина и последовательного приверженца русской реалистической школы. Это и определило особенность алтайской пейзажной живописи. За прошедшие десятилетия характер пейзажа, несомненно, изменился. В творчестве современных мастеров этот жанр отличается многоплановостью и разнообразием. У ряда авторов, таких как Ф. Торхов, М. Будкеев, В. Прохода, В. Кикоть, Ю. Чулюков, Е. Кузнецов, Е. Демкина заметна тенденция к эпической трактовке. У других наблюдается интерес к камерному пейзажу – С. Прохоров, В. Кукса, Д. Петренко, Е. Олейников, где превалирует одна негромкая мелодия и сиюминутное состояние. Ноты романтизма и поэтической одухотворенности пронизывают полотна В. Терещенко, П. Джуры, Ю. Коробейникова, С. Жука, М. Карнаева и других. Несмотря на изменения, константной оставалась приверженность художников края именно к ландшафтной живописи и соответствующая ей традиционная эстетика реализма.

По-прежнему популярен среди алтайских художников жанр портрета, и какой бы стилистический путь не выбрал мастер, какие бы выразительные средства не использовал, в портретном искусстве Алтая сохранилось главное – искренний интерес к человеку, его индивидуальным проявлениям.

Последнее десятилетие века несколько сместило акценты, и те жанры, которые раньше считались второстепенными, выдвигаются сегодня на первый план, а картина с её социальным значением и литературной трактовкой, отодвигается на второй; однако, ряд мастеров, по-прежнему, обращаются к этому сложнейшему жанру. Среди них: В. Прохода, Н. Острицов, Л. Цесюлевич, А. Арестов, заслуженный художник России И. Хайрулинов.

Несмотря на то, что реализм является магистральной линией развития алтайского изобразительного искусства, достаточно пространства остается и для тех, кто проповедует своим творчеством поиски в области «чистой формы», «концептуализма», «неоархаики» и других направлений. Работы Л. Пастушковой, А. Фризена, Е. Скурихина, В. Артемьева, А. Андрусенко, А. Гнилицкого всегда вносят интересные новые элементы в традиционные экспозиции.

Потапов А.Н. До третьих петухов. 1988 г. Собственность ГХМАКУспешно все эти годы развивалось и графическое искусство. Алтайским графикам подвластны практически все техники, начиная от уникальных рисунков, деликатных пастелей и тончайших акварелей, до виртуозных офортов, литографий и меццо-тинто. Работы таких художников как Ю. Кабанов, В. Туманов, Ю. Бралгин, Г. Бурков, А. Потапов, а в прошлом – А. Вагин, Г. Удалова, А. Югаткин стали классикой современного графического искусства. Особый вклад внесли художники и в развитие издательского дела на Алтае. Сотни книг, как алтайских писателей, так и произведений классической литературы, увидели свет благодаря творчеству таких замечательных мастеров как В. Раменский, Б. Лупачев, А. Казанцев, А. Емельянов, А. Дерявский, В. Курдюмов и других.

Сегодня трудно представить облик городов и районных центров Алтая без произведений художников-монументалистов и скульпторов, таких как В. Добровольский, П. Миронов, В. Рублев, М. Кульгачев, Л. Рублева, К. Чумичев, П. Щетинин, В. Тимуш и других. Их работы стали не просто украшением улиц и площадей, но и являются важным градообразующим элементом, каковым, к примеру, стал Мемориал Победы (В. Добровольский, П. Миронов) или памятник Пушкину (М. Кульгачев) в Барнауле.

Невозможно переоценить и вклад Алтайской организации Союза художников России в дело просвещения и культурного образования. За 70 лет было проведено несколько тысяч различных тематических, отчетных, обменных и персональных выставок и вернисажей. Каждая из них была событием, которому предшествовала большая творческая, и организационная работа. Особое значение для развития организации имели такие знаковые выставки как «Земля Алтайская» (Москва, 1970), «Сибирь Социалистическая–5» (Барнаул, 1980), «Нивы Алтая» (1983), «В горах Голубого Алтая» (1985), «Художники Алтая» в Государственной Думе России (1999), и новый долговременный проект обменных региональных выставок, стартовавший в 2002 г. В рамках этого проекта за последние 8 лет жители края смогли познакомиться с творчеством художников Кузбасса, Красноярска, Омска, Тюмени, Новосибирска, Республики Алтай и других регионов, а они – узнать чем живет Алтайский край.

Многие члены Союза художников ведут активную педагогическую деятельность в Новоалтайском художественном училище, Алтайской Академии культуры и искусств, Алтайском государственном техническом университете, Алтайском государственном университете и практически всех городских художественных школах, прививая молодому поколению не только профессиональные навыки, но воспитывая в первую очередь духовность и эстетически зрелое восприятие мира.

Творческая и общественная деятельность многих алтайских мастеров была высоко оценена правительством страны.Бралгин Ю. Шаман Звания «Народный художник РФ» удостоен М. Я. Будкеев, «Заслуженный художник РФ» – Г. А. Белышев, Ю. Е. Бралгин, Ю. Б. Кабанов, М. Д. Ковешникова, Ф. С. Торхов, И. С. Хайрулинов, Л. Р. Цесюлевич, «Заслуженный работник культуры РФ» – А. В. Иевлев, В. А. Раменский, C. А. Прохоров, Н. П. Гончарик, Л. Н. Шамина.

К сожалению, за десять последних лет Алтайская организация потеряла целую плеяду ярких художников, вписавших золотые страницы в историю всей отечественной культуры, и среди них заслуженные художники России: Г. Ф. Борунов (1928–2008), А. Г. Вагин (1923–2006), В. Ф. Добровольский (1929–2002), И. Ц. Зоммер (1922–2008), А. П. Малышев (1922–2004), П. Л. Миронов (1932–2002), а также В. А. Зотеев (1924–2008), Ф. А. Филонов (1919–2007), С. И. Кашкаров (1922–2001), Г. А. Колпаков (1930–2000), П. Г. Кортиков (1924–2002), Г. А. Удалова (1937–2004), В. Т. Федосов (1939–2004), П. А. Щетинин (1928–2004), А. А. Югаткин (1926–2001).

На смену ушедшим мастерам пришло новое поколение талантливых, ищущих художников, которые не просто продолжают традиции, а развивают их, привносят новое мироощущение, иную эстетику формы, современную концепцию понимания искусства.

За семидесятилетнюю историю своего существования Алтайская организация прошла сложный путь становления – от горстки энтузиастов до крепкой организации, высокий творческий потенциал которой позволяет говорить о ней как об одной из ведущих в сибирском регионе, обладающей своим абсолютно уникальным своеобразием.

Л. И. Леонова,

искусствовед, член Союза художников России

ЛИТЕРАТУРА

О награждении Почетной грамотой краевого Законодательного Собрания [Алтайской краевой организации Союза художников России]: постановление Алтайского краевого Законодательно Собрания № 381 от 21.11.97 г. // Сборник законодательства Алтайского края. Барнаул, 1997, № 19 (39). C. 157.

***

Снитко, Л. Что мы знаем об АХО… // Молодежь Алтая. 1967. 23 дек.

Из истории Алтайской организации Союза художников СССР.

Лупачев, Б. [Вступительная статья] // Художники Алтая. Барнаул, 1973. С. [3–15].

Лупачев, Б. [Вступительная статья] // Художники Алтая. Барнаул, 1980. С. 5–15.

Сорокин, Ю. Художники Алтая: краевой организации Союза художников СССР исполняется 50 лет // Алтайская правда. 1990. 3 нояб. С. 3.

Из истории создания Алтайской организации Союза художников СССР (1940–1990 гг.).

Цесюлевич, Л. Созидание храма // Барнаул. 1994. № 1. С. 145–147.

О творческой жизни Алтайской организации Союза художников России.

Соколова, Г. И. Союз художников Алтая // Энциклопедия Алтайского края. Барнаул, 1997. Т. 2. С. 340–341.

Степанская, Т. М. Творческие союзы в современных условиях // Становление гражданского общества в России: проблемы и перспективы. Барнаул, 1998. С. 189–193.

Краевой Союз художников Алтая // Золотые страницы Алтая. Б. м., 1999. Т. 2. С. 96–98: портр. Текст парал.: рус., англ.

Союз художников: испытание на прочность / подгот Д. Николаев // Вечерний Барнаул. 2000. 25 окт.: фото.

Алтайская организация Союза художников России, 1940–2000. В беседе приняли участие художники: Л. Цесюлевич, А. Вагин, Ю. Панин, Г. Борунов, Л. Рублева, Ю. Кабанов.

Федоринова, Е. Дитя советской идеологии сейчас работает на рынок: Алтайскому отделению Союза художников России исполнилось 60 лет // Свободный курс. Барнаул, 2000. 12 окт. (№ 41). С. 2, 35: цв. ил.

Шамина, Л. Н. Союз художников Алтая // Барнаул: энциклопедия. Барнаул, 2000. С. 276–277.

Коньков, В. Становление и развитие Алтайской организации Союза художников России / В. Коньков, Т. Конькова // Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений. Барнаул, 2001. Ч. 2. С. 82–85.

Леонова, Л. От выставки к выставке; Председатели правлений [Алтайской организации ВТОО «Союз художников России»: 1940–2001 гг.] // Художники Алтая, XX век. Барнаул, 2001. С. 6–27, 292.

К 60-летию Алтайской краевой организации Союза художников РФ.

60 лет Алтайской краевой организации Союза художников России: первые искусствоведческие чтения. Барнаул, 2001. 87 с.

Бортников, С. Д. Отделения творческих союзов в Сибири в 60–80 гг. XX в // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2004. Вып. 5. С. 76–87. Библиогр.: с. 86–87.

Прохода, В. «Свой юбилей встречаем с вызовом, азартом и вдохновением»: к 65-летию Алтайской краевой организации ВТОО «Союз художников России» // Барнаул. 2005. № 4. С. 137–139: портр.

Беседа с председателем Алтайской краевой организации Союза художников РФ.

Степанская, Т. М. Особенности художественной жизни Алтая во второй половине XX в. // Культурное наследие Сибири. Барнаул, 2007.Вып. 8. С. 43–65. Библиогр.: с. 65.

* * *

Художники Алтайского края: биобиблиогр. слов.: [в 2 т.]. / Ком. Администрации Алт. края по культуре и туризму, Алт. краев. универс. науч. б-ка им. В. Я. Шишкова, Алт. краев. орг. Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России», Гос. худож. музей Алт. края; отв. ред. В. С. Олейник, авт. вступ. ст. Л. И. Леонова, науч. ред. и авт. послесловия Т. М. Степанская. Барнаул, 2005–2006.

Источник: Алтайский край. 2010 г.: календарь знаменательных и памятных дат. – Барнаул, 2009. – С.156-160.

Комментировать

Copyright 2012-207.
^ Наверх